ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

журнал для любителей Собак

ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

Новости

Пес Дон, который «построил» дом

 

Автор: Мария Костюкевич

Дата: 14.02.2016

Светлана Филиппова – один из самых заметных и самобытных режиссеров современного анимационного кино, Филолог по первому образованию, выпускница Высших курсов сценаристов и режиссеров, художник, книжный график. Ее новый фильм «Брут» – предельно спокойный и одновременно эмоционально мощный, показывающий трагедию Холокоста глазами немецкой овчарки, уже не раз получал высокое признание публики и кинокритики всего мира: Гран-при Международного фестиваля анимационных фильмов «КРОК», фестивалей «Тофузи» в Грузии и «Etiuda&Anima» в Кракове, спецприз им. А. Татарского на фестивале анимации в Суздале…

Мы сидим на кухне режиссера и пьем чай. Внушительного размера восточноевропейская овчарка Дон появляется на пороге, явно интересуясь деталями нашего разговора, и внимательно смотрит на хозяйку.

– Между прочим, Дон знает, что не стоит входить в комнату, когда мы едим. Я его научила этому с помощью поэзии. Вот он пришел, сейчас захочет здесь расположиться, а я ему скажу: «Товарищ, верь…» (Дон опускает голову и пятится из кухни задом. – Авт.). Вообще удивительно, но он понимает все наши жесты, читает выражения лиц. Иногда я уже стараюсь без лишних эмоций что-то говорить, а он все равно все понимает.
– Светлана, представьте, пожалуйста, нам Дона: как он появился в Вашей семье, почему?
– Просто в какой-то момент я поняла, что дети растут без собаки, и это плохо.
– Дети считали так же?
– Да, дети бежали к любой собаке, встреченной на улице. Несколько лет назад мы жили в подмосковном поселке Кратово. Мы снимали там дачу, а в соседнем доме жил хозяин дачи. У него был пес Руф, дворняга. Петя приходил из школы и сразу бежал в будку: обнимал Руфа и так, обнявшись, лежал. Мы не могли тогда завести собаку. Когда ситуация изменилась, появился Дон, которому сейчас уже шесть лет.
– Мне кажется, крупная собака в московской квартире – это довольно смелый шаг.
– Я надеялась, что собака станет для нас поводом чаще выходить из дома, бывать в парках.
– Как Дон получил свое имя? Может быть, он – Дон Корлеоне или это «географическое» имя?
– В его родословной было записано: ЯН ДЖОН-ДОН МОНШЕР ВЕРСАЛЬ ЛАКОСТА. Имя Дон нам показалось самым удачным. Его мама и папа – чемпионы. Но мы выставками никогда не занимались, а в последнее время он еще и ухо себе расцарапал, и вид у него стал совсем не выставочный. Теперь он больше похож на Винни-Пуха.
– А почему Ваш выбор пал именно на восточноевропейскую овчарку?
– У нас и раньше была овчарка. Она жила с нами в Алма-Ате, и ее звали Дан (почти как Дон). И вот, когда началась перестройка, мы решили, что надо уезжать. Дана оставили в доме родителей в Алма-Ате, а мы с мужем переехали в Москву. Долго учились, часто переезжали. Своего дома не было. Потом, спустя несколько лет, Дан умер от старости… Мы так и не успели его забрать.
– Получается, что еще один Ваш фильм, «Где умирают собаки», – это автобиографическая история?
– Да, многое там из моей жизни. Когда начались съемки, у нас уже подрастал Дон, и как раз начальные сцены, где маленький щенок кувыркается с ботинком, вся его пластика, – это уже впечатления от Дона.
– Я заметила, что во всех Ваших работах, где присутствуют собаки, на самом деле изображена одна и та же большая собака. И не хочется ее разделять на разных. Просто одна собака…
– Если начинать с самого начала, с детства, можно долго рассказывать про всех моих собак. И в каждой истории были какие-то грустные моменты и что-то, чего я не могу себе простить. Первая собака – Ветка. Я была в первом классе. И я с ней гуляла, потом зашла в автобус, думая, что она забежит за мной, а она не успела. И попала под колеса, ей придавило ногу. А я проехала одну остановку, потом вернулась, искала ее, и вижу – толпа людей. И я даже не поняла, что это связано со мной, и вдруг какая-то женщина говорит: «А, вот та девочка, которая была с этой собакой». И я вижу, что в луже крови лежит моя собака… Мне помогли донести ее до дома. Она забилась под диван и долго не выходила оттуда. И это было самое сильное впечатление моего детства – собака, попавшая под машину по моей вине. Потом она выздоровела, хотя немного прихрамывала.
– Светлана, а как вы нашли Дона?
– Мы решили взять такого же пса, как Дан. Стали просматривать фотографии собак в питомниках. И вдруг нашли копию Дана. И оказалось, что как раз у него и его «жены» родилось шестеро щенков. Мы выбрали Дона. И в первые дни и месяцы мне казалось, что это большая ошибка. Он все грыз. Сначала он съел стул в детской. Стоило только выйти из комнаты, как он тут же брался за книги, которые доставал с книжных полок, в том числе и библиотечные. Все ножки столов и шкафов, все, что можно достать зубами, – все было подъедено.
– Но Вы пытались его воспитывать?
– Да, разговаривали с ним, хлопали его по носу газетой. А позже ездили в «Сокольники» на курс общей дрессировки. То есть «среднее образование» у него есть. Дон оказался понятливым: закончился этот подростковый период, и вдруг он стал абсолютно идеальным псом. Остатки стула были выброшены, новый он уже не грыз. Дон сам начал мне приносить тапочки, когда я возвращалась домой. Я пытаюсь научить его носить корзинки, как это делал Брут, но вот этого Дон не понимает.
– Светлана, расскажите, а как пришла идея снять «Брута»? Как решились на такую непростую, тяжелую тему?
– Началось все с того, что я купила детям книгу Людвика Ашкенази «Собачья жизнь». Красивая синяя книжка, которая мне очень понравилась своим оформлением. У нас с детьми была такая традиция: перед сном я им читала. Хотя они уже умели сами, но это было очень важно – что мы читаем вместе. И вот они слушают один рассказ, второй, и я понимаю, что меня это трогает – и по языку, и сама история. Я подумала, что, наверное, было бы неплохо снять такое кино, но уж слишком грустная история. И решила, что не буду даже думать об этом. Но прошло время, а история не отпускала. И я сказала себе: «В конце концов, почему мы должны делать то, что нас меньше трогает? Нужно говорить о том, что больно». И эта история сложилась с моими личными переживаниями, как-то сразу пришло финансирование на кино, и уже потом я поняла, во что ввязалась…
– Все время хочется назвать Дона Брутом. Как строятся взаимоотношения Дона с другими собаками?
– Он очень дружелюбный пес. Но при его появлении все мелкие собачки начинают на него лаять, поэтому мы обходим стороной все собачьи площадки. Он всегда сдержан, спокойно и достойно проходит мимо, никак не реагируя. Хотя не так давно, когда мы поехали в деревню, произошел неожиданный для меня эпизод. Я знаю об этом по рассказу моей дочери Сары, которая сидела в доме у окна и рисовала. И вдруг увидела в сумерках, как две огромные фигуры с лаем проносятся мимо, словно собаки Баскервилей, – и она понимает, что это Дон гонит прочь какого-то незнакомого пса. Сара еще подумала с гордостью: надо же, Дон у нас, оказывается, какой храбрый! А потом мы узнали, что Дон охранял свою территорию и погнал «чужую» соседскую собаку, только что приехавшую в деревню, – в полтора раза больше ростом, какой-то редкой породы. Прогнал ее по всей деревне вместе с присоединившимися к нему местными собаками. Так что Дон очень дружелюбен, но когда чувствует, что должен исполнить какой-то свой собачий долг, он осуществляет его по мере сил.
– Пес редкой породы не отомстил Дону за такое унижение?
– На следующий день мы пошли за грибами – как раз мимо участка, где он жил. И этот пес, рыча, подходит к Дону и встает рядом. И по Дону видно, что ему страшновато, но он не хочет терять лицо. Встали, как кошки перед боем, и смотрят друг на друга. И я понимаю, что Дон готовится к битве, но чувствую, что он хочет мне сказать: «Ну позови уж меня, что ли». Я говорю: «Дон, пойдем» – и он с облегчением побежал, как бы оправдываясь: «Да я, в общем, и не против подраться, но вот, видите, меня зовут…».
– Светлана, а как относятся к Дону Ваши соседи?
– Когда он только появился, нам говорили: «Ну зачем вы завели собаку – большую, в городской квартире?» Но некоторое время спустя Дон вдруг стал героем дома. Наш дом находится недалеко от вокзала, и часто у нас под окнами выпивали разные люди. Я помню один эпизод: часа в три ночи стучат в окно (Первый этаж. – Авт.). Пьяный мужчина кричит: «Откройте, откройте!» Я подхожу узнать, что случилось. «Отдайте мне мой тапок! Я забыл у вас тапок!» Я отвечаю, что нет у нас тапка. Мужчина настаивает. И тут выходит Дон и сразу так уверенно «говорит», что ТАПКА У НАС НЕТ. И все становится понятно сразу. Теперь жильцам не надо больше выходить и разговаривать с «гостями» под окнами: за них все объясняет Дон.
– Но зря он не лает?
– Нет, только по делу. Кажется, он сейчас понимает, сколько про него хорошего уже сказали, и жмурится от удовольствия.  

Статья опубликована в мартовском номере журнала «Друг» для любителей собак за 2016 год


Показать полностью


Комментарии

Возврат к списку

Последние поступления

  • Национальный чемпионат керри-блю-терьеров

    Национальный чемпионат керри-блю-терьеров Главные выставки года должны проходить не только в Москве. Это правило в нкп «керри-блю-терьер» существует не первый год, и клуб регулярно дает возможность регионам провести национальный чемпионат породы.    В 2017 году национальный чемпионат породы керри-блю-терьер было решено провести в географическом центре России – Екатеринбурге.

    Читать далее

  • «Россия-2017». В новых красках

    «Россия-2017». В новых красках Середина ноября в уходящем, 2017 году для всех любителей собак была отмечена важным событием: на территории современного выставочного комплекса «Крокус-Экспо» прошла выставка «Россия» и «Россия. Кубок Президента РКФ». Такие крупные мероприятия в кинологическом сообществе случаются нечасто и всегда собирают сотни участников и зрителей.

    Читать далее

  • Соседка

    Соседка С какой теплотой мы вспоминаем 80-е годы прошлого столетия. Времена, когда люди не прятались за бронированными дверями и домофонами. Все знали соседей не только в лицо, но и по именам, причем не только из своего подъезда, и  двери в квартирах были практически нараспашку. 

    Читать далее

  • Собаки-актеры: секреты мастерства

    Собаки-актеры: секреты мастерства Собака в кадре – беспроигрышный вариант, будь то рекламный ролик, музыкальный клип или художественный фильм. Четвероногий актер обязательно привлечет внимание зрителей уже только тем, что наравне с актерами-людьми играет свою роль и помогает выводить сюжетную линию. Но как это возможно, разве собака понимает, что происходит? Об этом мы решили поговорить с теми, кому не раз приходилось работать на съемочной площадке с хвостатыми актерами.

    Читать далее

Породистая гжель