ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

журнал для любителей Собак

ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

Новости

GPS-трекер для собак

Любовь и надежда матушки Параскевы

 

Автор: Яна Хорунжая

Дата: 02.07.2014 17:31:44

Наш журнал уже побывал в гостях у самых разных людей. Это писатели, поэты, художники, музыканты, актеры и режиссеры. Все они рассказывали нашим читателям о своих собаках и о необыкновенной любви к ним. Ключевое слово здесь «любовь», потому что только она делает человека человеком, задает правильные ориентиры и помогает отличить добро от зла. Сегодня мы отправились в гости к человеку, всей своей жизнью исповедующему любовь к миру, природе, людям и, конечно, собакам. Монахиня Параскева не просто матушка, а заводчик питомника северных ездовых собак «Северная Надежда» и руководитель центра ездового спорта в городе Нея Костромской области, где уже семь лет ежегодно проводятся крупнейшие в России международные гонки «Северная надежда».

2.jpg– Я давно собиралась сделать интервью об отношении Православия к собакам. В силу многих причин эта тема для большинства людей ограничивается либо общими противоречивыми понятиями и слухами, либо и вовсе закрыта. Значит, закрыты и истинные представления о взаимоотношениях верующих людей с четвероногими питомцами. Поэтому первый вопрос о том, почему Вы, уже будучи монахиней, связали свою судьбу с собаками? 
– Я любила животных с детства. К сожалению, я родилась и выросла в центре Москвы. Пару раз в нашем доме появлялись собаки, которые долго не задерживались. Мои родители не одобряли наличие животных в городской квартире. Чтобы хоть как-то удовлетворить мою любовь к животным, мне покупали цыплят, которых я растила на даче, но перед переездом в Москву, по уверениям родителей, их съедал хорек, и я плакала. Плакала и ела куриный суп. Моей мечтой был кружок юных биологов при Московском зоопарке. Почему-то я хотела чистить клетки тиграм. Родители, взывая к моим дочерним чувствам, отговорили меня: «Ты же не хочешь, чтобы мы волновались». Я уступила, но продолжала много читать о природе, животных, приключениях натуралистов и экспедициях. Это было мое любимое чтение. Конечно, я собиралась на биофак в Университет, но свернула в технический вуз, хотя это абсолютно разные вещи. Потом моя жизнь круто изменилась. Когда мы приехали в Костромскую область, я сразу завела собак. Сначала у меня были лайки – умные и замечательные охотницы, приносившие мне белок. А вскоре мы взяли на воспитание детей из интерната города Нея. Это событие и стало отправной точкой в моей «карьере» собаковода. Здесь не было ни кружков, ни секций, а ребят нужно было чем-то занимать. И вот по промыслу Божьему с нами связался православный приход из Австралии. У одного из прихожан был свой питомник хаски «Ушанка». Он и предложил нам идею создания центра ездового спорта для детей и питомника ездовых собак. Тогда мы, грешные, еще смеялись: почему не кенгуру, не страусов?.. 
DSC_0014.jpg– А как они о Вас узнали?
– Наш настоятель отец Варфоломей, в миру – талантливый физик, хорошо владеющий компьютером, кинул клич в Интернет о помощи детям. К нам приехал представитель австралийского прихода. Так я узнала, что такое северные ездовые собаки. Нам тут же предложили замечательного маламута Чаура, с которого и начался Центр. Он оказался удивительно интеллектуальной, доброй собакой. Я сразу поняла, что он для детей – настоящее спасение. Чаур воспитал в оставленных без родителей детях ответственность, научил их любить. Ребята были счастливы и все время посвящали собаке. А чуть позже милостью Божьей мы стали ездить на выставки.
– Чаур из какого питомника?
– Из питомника «От Филипповой» (владелец Наталья Филиппова) из-под Питера, но был куплен в Москве. У хозяев не состоялась идея собственного питомника, и его надо было пристроить. Вот мои друзья и предложили его мне. Потом нам отдали родословную, и мы, к восторгу детей, стали ездить на выставки. Ребята сами выставляли Чаура, и, надо сказать, очень успешно. Для интернатских детей проблема социализации стоит очень остро. Им пришлось преодолевать свою отчужденность, замкнутость, скованность. Уже позже я узнала о таком понятии, как социально-психологическая реабилитация. 
– Собаки дали ребятам то, что не могли дать им родители?
– Для детей собаки стали настоящим спасением. Они наконец получили то, чего им так не хватало – теплоту, ласку, любимое увлечение и возможность проявить заботу о живом существе. К тому же таких собак ни у кого здесь больше не было. Это поднимало статус ребят. К ним приезжали солидные люди, звезды ездового спорта мировой величины из Америки, Канады, Австралии, Испании. У одной из наших воспитанниц были постоянные смены настроения. Когда она чувствовала, что у нее начинается депрессия, уходила в вольер к любимой маламутке и просто все время гладила ее, о чем-то они беседовали. А часа через четыре девочка выходила, избавившись от приступа. Ребята начали посещать Храм, приступать к Таинствам Исповеди и Причастия. Мы с батюшкой – отцом Варфоломеем – не преследовали цели поставить работу с интернатскими детьми «на поток». Мы дали им столько, сколько могли дать, не пытаясь заменить семью. Наоборот, учили их жить самостоятельно, принимать решения, воспринимать чужие горести и радости, отзываться на чужую боль. 
DSC_2615.jpg– Как объясняет Православие взаимоотношения человека и собаки? Ведь, с точки зрения православного христианства, собака – животное нечистое в отличие от кошки. 
– В свое время я писала статью на эту тему в журнал «Вестник РКФ». В Ветхом Завете был запрет на употребление в пищу нечистых животных – кроликов, свиней, собак. Нечистыми они считаются потому, что иногда употребляют собственные экскременты. Но мы же едим свинину и крольчатину. Тогда какая связь с собакой? Во-первых, мы их не едим, потому что это негуманно: с православной точки зрения, собака – друг и помощник. Господь создал собаку в первую очередь как друга. Все понятия, применимые к друзьям, распространяются и на отношение к собаке. Предавать друга, делать ему зло, убивать, отказываться от него подло. Но существует и другая крайность, когда собака становится кумиром. Помните, одна из заповедей Моисея: «Не сотвори себе кумира» (Исход, 20, 4). Ее укладывают в постель, едят с ней из одной тарелки, балуют ее неоправданно много. В итоге собака становится центром мира человека, она обожествляется им и превращается в предмет поклонения. Такое отношение приводит к нарушению всех законов: как собачьих – собака не должна быть лидером в «стае» человека, так и человеческих – собака не может быть любима больше других членов семьи, и ради нее нельзя ущемлять их права. И тем более божеских: человек создан по образу и подобию Бога, а все животные – ему в услужение, а не наоборот! Я думаю, что многим есть чему поучиться у собак, и вообще у животных: преданности, любви, верности, жертвенности, всепрощению, только по отношению к людям. Настоящая любовь к собаке проявляется в разумной заботе человека о ней. Особенно, когда она больна или голодна. Когда дети видят такую разумную любовь, это умягчает их сердце, делает их чувствительными к страданиям других людей, они учатся любви и терпению. Наши собаки помогали ребятам раскрыться. Для многих они стали своего рода «духовниками». Ребята могли поведать своим любимцам самые сокровенные мысли. Так они учились не копить в себе свои скорби, учились покаянию.
DSC_2717.jpg– Почему некоторые любители собак часто заменяют любовь к людям любовью к собакам?
– Дело не в объекте любви, он может быть любым. Дело в подмене понятий. Любой кумир, любое пристрастие искажает все мировосприятие человека. Он перестает понимать, что главное, а что второстепенное. Даже из собственного ребенка нельзя делать кумира, это вредно и для родителей, и для самого ребенка.
– Как бороться с этим явлением, которое все чаще напоминает одержимость? 
– С этим надо бороться, потому что такая чрезмерная любовь рождает агрессию. Человеку кажется, что весь мир посягает на его кумира, и он объявляет ему войну. Поэтому появление дог-хантеров закономерно. Это своеобразный и очень жестокий ответ на противоположную форму проявления любви до фанатизма. Так разжигается война между людьми, а собаки становятся в этом случае лишь средством. 
– Как Вы думаете, почему отношение нашего общества к собакам такое нетерпимое? Такой неприязни к животным нет больше ни в одной стране. 
– Нужно обратиться к истории. В первые годы советской власти животные были объявлены буржуазным предрассудком – это архивные данные, а не выдумка. В ряде районов Москвы, в том числе Смоленском, были уничтожены почти все кошки и собаки. К чему это привело? Резко выросло число кардиозаболеваний, психических и неврологических болезней и суицида. Это данные 1930-х годов. Такое отношение сохранялось к домашним животным на протяжении всего советского периода и прочно закрепилось в сознании наших людей. Других ценностей, кроме социалистических, не прививали. Не учили настоящему добру, состраданию, проявлению теплоты, сопереживанию. Было забыто понятие того, что собака – друг. Она превратилась сначала в инструмент для защиты и охраны, чуть позже – в модный аксессуар. Поэтому до сих пор у нас почти не развивается направление собак-терапевтов и социально-психологической реабилитации с помощью животных. 
DSC_0169.jpg– Как обычному человеку, независимо от степени воцерковленности и вероисповедания, сохранить здравый ум по отношению к себе, к собаке и к окружающим? 
– Хороший вопрос. Я считаю, что нужно просто понять, что собака – всего лишь составляющая жизни человека, а не все, ради чего стоит жить. Она не первая и не главная, но и не последняя. Это просто собака, которая призвана служить человеку, выполняя свой долг, определенный ей Создателем. Нельзя забывать о первой Заповеди. Людям надо говорить и напоминать об этом. 
– Приоритеты должны быть расставлены.
– Конечно, легче любить собаку, даже выходить с ней каждое утро гулять, чем ходить на работу или помогать больному. Легче жить с собакой, чем с ребенком, взятым из детского дома. Здесь мера ответственности и мера того, что человек не хочет выкладываться весь. Недавно я читала книжку митрополита Антония Сурожского «Жизнь, болезнь, смерть». Он прекрасно говорит о том, что надо стараться каждый миг жить так, чтобы отдавать себя. И приводит слова Достоевского, который, стоя перед расстрелом, увидел, какой, оказывается, яркий мир вокруг. И он его не замечал. В этот момент он понял, что зря прожил все предыдущие годы. 
– А что Вы можете сказать об «интеллекте» собак? Они им обладают?
– Определенный интеллект у собак, конечно, присутствует. Опять же перегибать палку не нужно. Если человек серьезно думает, что собака понимает его речь, я бы рекомендовала более подробно изучить азы зоопсихологии и кинологии. Потому что ряд условных и безусловных рефлексов собак в представлении человека часто трансформируется в подобие интеллекта. Отсюда возникает ложное представление о понимании человеческой речи, тогда как это всего лишь отличная наблюдательность собаки и ее хороший слух. 
DSC_0044-(2).jpg– Кстати, по мнению Святых отцов, у собаки есть душа.
– Да, она растворена в крови. Если у нас душа рядом с сердцем живет, то у них она растворена в крови. И если после смерти наша душа имеет продолжение в настоящую жизнь, то из собаки она уходит бесследно. Собака не наследует ни адских мук, ни райского блаженства.
– Она просто перестает существовать? И то, что многие владельцы считают, что у собаки есть рай, это неверно?
– С точки зрения Святых отцов – неверно. Как будет на самом деле – не ведомо никому, в том числе и Святым отцам. Но вот сейчас, например, появилась в Интернете новая притча, очень хорошая на мой взгляд. Идет человек с собакой, уставший и изнемогающий от долгого пути. Попадает он в прекрасный сад с фонтанами. Встречает его привратник, а на воротах написано «Рай». Человек спрашивает привратника: «Можно воды попить и поесть?» Привратник отвечает: «Конечно». – «А с собакой можно?» – «Нет, с собакой нельзя». Человек вздохнул и пошел с собакой дальше. Подходит к следующему месту, где за той же изгородью ферма с колодцем. Спрашивает привратника: «Можно попить воды, или хотя бы вынесите мне?» – «Можно». – «А с собакой можно?» – «И с собакой можно». – «А покушать можно?» – «Да, и покушать можно». – «Скажите, а что это за место такое?» – «Рай». – «Как – рай?» И он видит надпись на вратах: «Настоящего рая достоин только тот, кто не бросает своих друзей». Вот это мне очень понравилось.   

Показать полностью


Комментарии

Возврат к списку

Породистая гжель

Последние поступления

  • Триумф наших грумеров!

    Триумф наших грумеров! В октябре российская команда грумеров завоевала очень высокое и почетное третье место на Чемпионате мира по грумингу в бельгийском кортрейке. Обошли нас лишь два объективно самых сильных соперника – команды США и Италии. Попадание в призовую тройку для россиян безусловно триумф. Можно ли было рассчитывать на лучший результат и чего нам не хватает для мирового лидерства?

    Читать далее

  • Музей лучшего друга

    Музей лучшего друга 20 августа, перед началом нового учебного года, в Москве открылся первый в России Музей Собаки. Он был организован силами энтузиастов, в течение многих лет собиравших предметы, послужившие основой музейных экспозиций. Уже на следующий день после презентации музей принял первых экскурсантов. Об идее создания музея журналу «Друг» рассказала его директор Марина Елькина.

    Читать далее

  • Расслаивающий остеохондрит

    Расслаивающий остеохондрит К сожалению, такой симптом, как хромота, может быть следствием весьма серьезных заболеваний собак. Об одном из них – расслаивающем остеохондрите, его симптомах, лечении, последствиях и прогнозах на выздоровление – рассказывает ветеринарный врач-хирург клиники «Биоконтроль» Константин Игоревич Еремеев.

    Читать далее

  • Банхар – достойная собака!

    Банхар – достойная собака! Монгольский банхар – воплощение силы и отваги, собака, всецело преданная хозяину, но никогда не теряющая чувства собственного достоинства. Однако быть хозяином банхара – задача не самая легкая, ведь такой Собаке с большой буквы нужно соответствовать. Для того чтобы лучше понять, что это значит, мы попросили владельцев монгольских банхаров поделиться с «ДРУГом» своим взглядом на породу, опытом содержания и воспитания.

    Читать далее