ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

журнал для любителей Собак

ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

Новости

GPS-трекер для собак

Игры наших собак

 

Автор: Мария Петропольская

Дата: 24.09.2015

В последнее время было опубликовано множество научных исследований, посвященных теме игр у животных. Однако пока никто не смог объяснить биологической роли игры или предоставить убедительные доказательства их преимуществ для выживания и воспроизводства. По этой же причине большинство определений ограничиваются лишь описанием того, что происходит во время игры.

ПОЧЕМУ ОНИ ИГРАЮТ?
Ученый Гордон М. Бургхардт, исследующий происхождение и эволюцию игрового поведения, дал ему такое определение: «Игра – это повторяющееся незавершенное функциональное поведение. Оно отличается от более серьезных действий структурно, контекстуально или онтогенетически и воспроизводится добровольно, когда животное расслаблено или находится в безопасной обстановке». Несмотря на всю сложность этого определения, мы можем легко идентифицировать игру:
– игры нуждаются в атмосфере близости и эмоциональной безопасности в безопасной среде (безопасная обстановка);
– игра не имеет никакой другой цели, кроме собственно игры (ограничено непосредственно функцией);
– игра – добровольное и самопоощряемое действие (эндогенный компонент);
– игра не то же самое, что реальность (структурное или временное отличие);
– игра – творческое повторение (повторение действий).
Важное условие игры – безопасная и расслабленная обстановка. Собаки не играют, если испытывают жажду, голод, усталость, боль или страх. Дикие собаки предпочитают играть в местах, которые им знакомы, – сначала около матери, затем в непосредственной близости от логова, а позже там, где часто собирается стая. Марк Бекофф, ведущий ученый в области игр животных, утверждает: причина заразительности игр в том, что это своего рода сигнал о безопасности ситуации. Данная гипотеза, по мнению Симоне, подтверждается экспериментом по снижению уровня стресса у собак в приютах во время воспроизведения аудиозаписей игр собратьев.
Несмотря на то, что в игре щенок ищет приключений, его стремление играть базируется на чувстве безопасности. Поэтому, когда собака попадает в новый дом, хозяин становится для нее такой базой. Как утверждает Aldis, все новые пугающие стимулы в дальнейшем исследуются щенком, проверяются и включаются в игру. Положительные эмоции от преодоления чего-то пугающего с помощью владельца стимулируют эндогенную систему поощрений щенка, мотивируют его продолжать играть и укрепляют связь с человеком.
ИГРА РАДИ ИГРЫ
Игра является деятельностью без какой-либо очевидной прямой необходимости. Игры собак – это смесь элементов хищнического, агрессивного и полового образа действия, но они все же отличаются от этих видов поведения. В игре нет реальной добычи, партнер просто притворяется. Ни добыча, ни преследователь не бегут на максимальной скорости, как если бы это была реальная охота. «Добыча» оглядывается, позволяя «охотнику» догонять себя, пробегая мимо укрытий, а преследователь не спешит схватить жертву. Если «жертва» поймана, «смертельный» укус не является реальным, а только подразумевается, а затем хищник и жертва могут поменяться ролями. Поскольку это игра, партнеры делают все возможное, чтобы сохранить и продолжать ее как можно дольше.
Важно то, что в игре все участвуют добровольно. В любой момент любой из участников может остановить игру. Игра сама является наградой и не нуждается в дополнительной мотивации. Эндогенная система поощрения собаки гарантирует, что игра – это весело и хорошо. Первые опыты игры вызывают внутреннее поощрение, и собака ищет новые возможности для игры. Эндогенная система поощрения делает легким обучение через игру, однако это имеет некоторые риски. Односторонние игры, такие, как стереотипная ловля мяча, могут превратиться в невроз навязчивых состояний (компульсивное расстройство).
ИГРА, А НЕ РЕАЛЬНОСТЬ
Поведение во время игры является незавершенным, измененным, преувеличенным, неэкономичным и непредсказуемым. В игре отдельные модели поведения свободно объединены и изменены с точки зрения формы, исполнения и интенсивности. Движениям не хватает элемента серьезных намерений. Они начинаются, но не доводятся до конца или смешиваются с другими элементами поведения. Поведенческая последовательность, которая будет происходить далее в процессе игры, не может быть предсказана, поскольку каждая игра уникальна.
Творческое повторение – еще одна особенность игры. Поведенческие элементы, такие, как наклон головы, поднятие лапы, укусы, поклоны повторяются. Дорит Урд Феддерсен-Петерсен предполагает, что собаки учатся последствиям своего собственного поведения через повторы в игре. Но при этом игровое поведение всегда остается гибким и переменным.
Другими важными аспектами игры являются смена ролей, уравнивание сил и игровые сигналы, отображаемые до и во время игры, которые обозначают действие как игру. В настоящей игре нет победителей и проигравших. В социальных играх роли часто меняются. Например, охотник становится жертвой, и наоборот (исследования Aldis; Zimen). В играх также отменяются социальные роли, более статусные особи могут принимать амплуа «аутсайдера» добровольно. По данным Феддерсен-Петерсен, манера, в которой игроки меняются ролями, отражает индивидуальные характеры собак и их социальные отношения. По этой причине смена ролей чрезвычайно варьируется в парах: в одних происходит редко, а в других регулярно. Однако «победы» не всегда симметричны (исследования Bauer et al.; Ward et al.). Например, пожилые собаки менее склонны поддаваться и чаще более агрессивны.
Уравнивание сил используется в играх с разнотипными партнерами – различия в росте, размере, возрасте, готовности к игре (исследования Burghardt; Bekoff & Byers). Для этого более крупная или сильная собака добровольно принимает менее выгодную позицию и не в полной мере использует свои возможности. Такое часто наблюдается в играх взрослых собак и щенков.
СТИМУЛЫ ИГРЫ
Иногда сложно отличить игру и не-игру, потому что некоторые характеристики игрового поведения присущи также и другим видам поведения. Новые объекты стимулируют исследовательское поведение и игры с предметами. Игры стимулирует эндогенную систему поощрения с сопутствующим риском развития зависимости. Одной из характерных особенностей игры является повторение, что делает ее схожей со стереотипным (компульсивным) поведением.
Любопытство, исследовательская активность и игра часто идут бок о бок. Согласно Гаттерману, любопытство состоит из «поисковых актов, в основном связанных с движением и манипулированием», и исследовательское поведение является «многофункциональным поведением, которое помогает сориентироваться в своей собственной среде обитания. В отличие от любопытства исследовательское поведение включает сбор информации без каких-либо значительных манипуляций». Новые ситуации и объекты сначала вызывают некоторое опасение или страх, затем любопытство и исследовательское поведение и только иногда игровое поведение. Этот процесс можно наблюдать, когда щенков вводят в новую среду, например на площадку для выгула или при обследовании новой игрушки.
Сложно отделить игру и исследовательское поведение, потому что граница размыта и это поведение чередуется. Внезапное неожиданное движение нового объекта может привести к тому, что собака в страхе отбежит или отпрыгнет. Через некоторое время любопытство возьмет верх, и собака может снова приблизиться к объекту. Согласно исследованию Spinka, Newberry & Bekoff, «функция исследовательского поведения может быть в том, чтобы узнать, как избежать неприятностей (путем сбора информации), в то время как цель игры – узнать, как выбраться из неприятностей». Исследовательское поведение характеризуется осторожностью, и исчезает, когда собрано достаточно информации о новом объекте. Игра же наступает после того, как объект исследован, и начинается с изучения того, как объект реагирует (катается, скачет, качается) и повторяется несколько раз. Самый простой способ понять разницу – наблюдать, насколько напряжено тело собаки и общую тенденцию – приближаться или бежать.
НАВЯЗЧИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
По мнению Гаттермана, навязчивое (стереотипное) поведение определяется как «повторяющееся поведение, в основном постоянное по форме, которое не соответствует окружению, в котором оно происходит, и имеет компульсивный характер». Как утверждает Gansloser, такое поведение демонстрируют животные, имеющие меньшее количество опиодных рецепторов в головном мозге, а животные, которые особенно восприимчивы к компульсивному поведению, имеют дефицит дофамина в определенных областях головного мозга.
Компульсивное поведение помогает собаке справиться со стрессовой ситуацией – из-за недостаточной или избыточной стимуляции – поскольку повторяющиеся компульсивные движения вызывают высвобождение дофамина. Высвобождение дофамина при повторении также является одним из свойств игры.
Однако, в игре, собака изменяет поведение: она не выполняет движения точь-в-точь или всегда в одной последовательности.
Поведение собаки, бегающей по кругу с радостным волнением во время игры, явно отличается от депрессивного компульсивного кружения собаки, запертой в вольере. При виде мяча в руках человека, собака с нетерпением ожидает совместной деятельности, игры, которой она наслаждается. Зависимая собака реагирует на мяч крайним возбуждением и демонстрирует четкие признаки стресса во время перерывов в игре или при ее завершении. При этом личность человека, кидающего мяч, для нее не так важна. Игра отличается от навязчивого или аддиктивного поведения изменчивостью и гибкостью поведения. Повышенная фиксация на объекте, четкое воспроизведение и заменяемость игрового партнера свидетельствует о начале зависимости.
Продолжение в следующих номерах.

Статья опубликована в октябрьском номере журнала «Друг» для любителей собак за 2015 год


Показать полностью


Комментарии

Возврат к списку

Породистая гжель

Последние поступления

  • Триумф наших грумеров!

    Триумф наших грумеров! В октябре российская команда грумеров завоевала очень высокое и почетное третье место на Чемпионате мира по грумингу в бельгийском кортрейке. Обошли нас лишь два объективно самых сильных соперника – команды США и Италии. Попадание в призовую тройку для россиян безусловно триумф. Можно ли было рассчитывать на лучший результат и чего нам не хватает для мирового лидерства?

    Читать далее

  • Музей лучшего друга

    Музей лучшего друга 20 августа, перед началом нового учебного года, в Москве открылся первый в России Музей Собаки. Он был организован силами энтузиастов, в течение многих лет собиравших предметы, послужившие основой музейных экспозиций. Уже на следующий день после презентации музей принял первых экскурсантов. Об идее создания музея журналу «Друг» рассказала его директор Марина Елькина.

    Читать далее

  • Расслаивающий остеохондрит

    Расслаивающий остеохондрит К сожалению, такой симптом, как хромота, может быть следствием весьма серьезных заболеваний собак. Об одном из них – расслаивающем остеохондрите, его симптомах, лечении, последствиях и прогнозах на выздоровление – рассказывает ветеринарный врач-хирург клиники «Биоконтроль» Константин Игоревич Еремеев.

    Читать далее

  • Банхар – достойная собака!

    Банхар – достойная собака! Монгольский банхар – воплощение силы и отваги, собака, всецело преданная хозяину, но никогда не теряющая чувства собственного достоинства. Однако быть хозяином банхара – задача не самая легкая, ведь такой Собаке с большой буквы нужно соответствовать. Для того чтобы лучше понять, что это значит, мы попросили владельцев монгольских банхаров поделиться с «ДРУГом» своим взглядом на породу, опытом содержания и воспитания.

    Читать далее